|
Дизайн освещения магазинов.
|
Влияние природной освещенности |
Для дорогих товаров, требующих большего «уважения» при выкладке, необходима соответствующая световая среда. Стиль интерьера во многом зависит от степени приближенности освещения к естественному. Так называемое «театральное» или «праздничное» освещение – это подсветка интерьера, меняющая традиционное восприятие форм и объемов (см. рис. 2). Она схожа с вечерним освещением зданий: подсвечиваются те архитектурные детали, которые днем находятся в тени, например, ниши (рис. 2Б). Театральное освещение может применяться локально, как один из видов выделения, повышения внимания к отдельным товарам: в местах представления новинок, лидеров продаж, выкладки-информации и тематических композиций, товаров с уникальными характеристиками. Для этого можно использовать ниши или, наоборот, выступающие участки стен. Однако, использовать этот прием нужно с осторожностью. При чрезмерном увлечении театральными эффектами в освещении магазина может нарушиться один из главных принципов – основное внимание должно быть привлечено к товарам, а не к фону.
Нормативы, регулирующие уровень искусственного освещения торгового зала магазина, не всегда отвечают реальным потребностям (см. рис.3). Наиболее приятный, комфортный для восприятия уровень освещенности находится в районе 2000 ЛК, и спроектированный без нарушений нормативов искусственного освещения торговый зал магазина может все же казаться темным. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество. Например, в ТЦ «Рамстор» на Каширском шоссе в Москве рядом расположены два магазина спортивных товаров и одежды. В один из них хочется зайти, а во второй – не очень, и рассматривать товары во втором помещении становится неудобно – темновато. Отключение освещения на холодильном оборудовании с целью экономии энергии может снизить продажи. Этот фактор необходимо принимать во внимание при централизованном анализе деятельности. Когда менеджеры имеют на своем рабочем столе только данные, без соотнесения их с ситуацией в магазине, возможны потери информации. Так, однажды в алкогольной секции магазина одного из наших клиентов наблюдался ощутимый провал в продажах. Выяснилось, что освещение в месте продажи алкоголя было очень низким – из-за бюрократической волокиты ремонт светильников не могли осуществить несколько дней. Поэтому еще раз напомним о необходимости регулярного посещения магазинов менеджерами. Конечно, проблемы с освещением магазина возникают не столь часто – а вот сколько «несанкционированных» стоек и наклеек поставщиков можно обнаружить в торговом зале во время визита!
Распределение зон с разной освещенностью в торговом зале создает впечатление укороченного или удлиненного пространства. На рисунке 4Б видно, что последняя от входа и касс четверть магазина малоинтересна и не привлекает покупателей. Если площадь магазина более 500 м2, и торговый зал вытянут вглубь, такая ситуация может негативно сказаться на общем товарообороте магазина. В случаях, когда изменить расположение товарных групп сложно (например, перенести холодильное оборудование), активная подсветка дальней части зала может частично улучшить положение (рис. 4А).
Световые акценты – самые сильные, и они помогают покупателю ориентироваться в зале, являясь таким же действенным (если не более) средством, как знаки и указатели. На рисунке 5А показан уровень локальной освещенности, недостаточный для акцента, на рисунке 5Б - достаточный. С помощью освещения может создаваться зрительный маршрут для покупателя, и при сложной конфигурации торгового зала (когда зал распадается на несколько частей, есть «аппендиксы» и тупиковые зоны) световые эффекты помогут привлечь посетителей магазина в дальние углы. Зоны в торговых центрах, куда посетители не доходят, часто встречаются в реконструируемых зданиях, изначально спроектированных для неторговых функций. Характерный пример – исторические здания. В одном из таких зданий - Казенной винной монополии постройки 1899 г. в Томске, - сейчас расположен торговый центр. Он достаточно удачно расположен, но торговые площади напоминают лабиринт в стиле компьютерных игр «Дум» и «Замок Вольфенштейн». Наилучшее решение в данном случае – зонирование по группам (видам) товаров плюс приемы освещения. С аналогичной проблемой, возможно, столкнулись и владельцы ТЦ «Европа» в Самаре, но там она была успешно решена, и посетители центра, скорее всего, не испытывают особого дискомфорта. Направить поток покупателей помогают световые табло или указатели, заметные издалека, а также расположение в местах, видимых из центральной части зала низкого или островного оборудования с встроенной подсветкой (прилавков, витрин-«стаканов»). Например, это может быть отдел парфюмерии и косметики в специализированном магазине, отдел бизнес-сувениров в магазине книжном. Конечно, при соблюдении принципов размещения отделов – характера спроса, частоты покупок и продолжительности отбора товаров. Каре из прилавков – хороший пространственный и световой акцент. В магазинах бытовой техники зону «белого безмолвия» – отдел крупной бытовой техники, - иногда располагают в первой части зала или на первом этаже по принципу сокращения трудоемкости перемещения товара. Тогда могут быть зрительно перекрыты пути к витринам с мелкой бытовой техникой, посудой и аксессуарами, а многие из этих товаров могли бы быть куплены импульсно! В таких случаях на первом этапе надо хотя бы зрительно обозначить маршрут для покупателя, обеспечить просматриваемость групп товаров с входа. Добавим, что в ряде случаев нецелесообразно размещать в удаленных и сложных для доступа углах прибыльные категории товаров, так как существует риск, что покупатели все же не добредут в эти места. Тогда лучше использовать такую зону для товаров, ради которых покупатели способны преодолеть расстояние и препятствия, – например, товары для ценовых покупателей и/или для льготных категорий населения.
При размещении товаров и рекламных материалов в углах помещения необходимо принимать во внимание коэффициент отражения света. Очевидно, что менее всего света отражают изделия и поверхности черного цвета – всего 4%. Поэтому черные товары из кожи, а особенно меховые изделия, хуже воспринимаются, если расположены в углу или недостаточно акцентированы светом. Различия и интересные особенности моделей меховых изделий черного цвета могут остаться незамеченными, пока в дело не вступит продавец. Изделия из черного бархата особенно сложны в представлении, поскольку поглощают более 99% света. Серые и синие тона отражают 20-25% света, светло-коричневый, светлые охры, светло-оливковый цвета – 25-35%. Коэффициент отражения у красного цвета составляет 10-15%, и при плохом освещении красный превращается в грязно-коричневый. При этом ослабляется стимулирующее импульсность воздействие красного цвета, и применение его в большом количестве в зоне недорогих товаров, акций и распродаж уже не так эффективно. Добавим, что в зоне дорогих и имиджевых товаров желательно применять красный цвет по минимуму.
При выкладке товаров учет направления встроенного освещения помогает подчеркнуть особенности товара. Например, демонстрация среза сырокопченых колбас очень эффективна для покупателей, но это достоинство будет не полностью оценено, если срез подвинут близко к переднему краю витрины и оказался в тени. Застекленные шкафы и витрины – достаточно привлекательное место в зале, и часто там располагаются значимые товары. Поэтому рекомендуется не только использовать средства композиции в выкладке, но и учитывать особенности освещения:
Если угол между глазами покупателя и источником света составляет менее 30 градусов, может возникнуть весьма нежелательный эффект слепимости (рис.6):
Рисунок №6
Кира & Рубен Канаян,
авторы книги "Проектирование магазинов и торговых центров"
и книги "Мерчендайзинг"
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва
Оглавление | Рецензии | Заказать
ПРОЕКТИРОВАНИЕ и ДИЗАЙН МАГАЗИНОВ — это и сложная наука, и тонкое искусство, и авторам удалось в увлекательной форме рассказать об особенностях российского магазиностроения и тенденциях на будущее в книге «Проектирование магазинов и торговых центров». - 2100 р.
На главную страницу | Карта сайта | English |
125 6th Street, SE • Washington, DC 20003 • (202) 253-4168 • info@stratomedia.com |